Конституция Российской Федерации 1993 года в ст. 42 закрепила права гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 года (в редакции от 28.09.2010 года) определены основные принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, в соответствии со ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учётом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии
здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского
страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь, виды и объемы которой определены Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми.
Граждане могут защищать свои права лично (самостоятельно обращаться с жалобой в лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранения, в суд) или через представителя. По просьбе гражданина защищать его интересы в отношениях с другими субъектами ОМС или в суде могут структурные подразделения по защите прав застрахованных в Фонде обязательного медицинского страхования Республики Коми или страховых медицинских организациях.
Гражданин имеет право обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС, по вопросам защиты его интересов в обязательном медицинском страховании, а страховая медицинская организация обязана обеспечить ему защиту указанных интересов. Для этого страховая медицинская организация обязана организовать ежедневный прием обращений застрахованных граждан, которым она выдала полис ОМС
По усмотрению застрахованного обращение может быть осуществлено в устной форме или в форме письменного заявления. При обращении застрахованного в страховую медицинскую организацию о не предоставлении (несоблюдении условий предоставления) медицинских услуг, последняя обязана решить вопрос о сроках, месте и виде оказания застрахованному необходимой медицинской помощи (медицинских услуг), либо дать ему мотивированный отказ.
Различные нарушения прав застрахованных являются основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи или медико-экономической экспертизы. За неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС к медицинской организации применяются санкции в соответствии с Перечнем санкций, утверждённым приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010г. № 230.
Право гражданина на получение информации о своих правах обеспечивает страховая медицинская организация. Наименование, адрес (фактический) и телефон страховой медицинской организации, выбранной застрахованным гражданином, содержит полис ОМС.
В пунктах выдачи полисов ОМС, на официальных сайтах в сети Интернет страховых медицинских организаций и Фонда ОМС Республики Коми размещается следующая информация:
1) форма заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации;
2) форма заявления о выдаче полиса (выдаче дубликата полиса) или переоформлении полиса;
3) адреса и режим работы пунктов выдачи полисов;
4) адреса официальных сайтов в сети Интернет страховых медицинских организаций,
участвующих в сфере обязательного медицинского страховании субъекта Российской
Федерации;
5) номера телефонов и адреса электронной почты справочной службы страховой медицинской
организации, участвующей в сфере обязательного медицинского страховании субъекта
Российской Федерации;
6) перечень документов, необходимых для получения полиса;
7) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих
обязательное медицинское страхование;
8) порядок получения консультаций;
9) порядок обжалования решений, действий или бездействия работников при выдаче полисов;
10) номера телефонов и адреса электронной почты подразделений по организации защиты прав
застрахованных лиц страховых медицинских организаций и Фонда обязательного медицинского
страхования на территории Республики Коми.
Застрахованные лица, представившие в пункт выдачи полисов ОМС необходимые документы, информируются о сроках оформления и выдачи полисов ОМС лично или по указанному в документах телефону и/или электронной почте. Информация по электронной почте или через сеть Интернет в режиме вопросов-ответов предоставляется каждому застрахованному лицу, задавшему вопрос, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения вопроса. Регистрация обращений граждан осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Страховые медицинские организации обязаны ознакомить застрахованных лиц, получающих полис ОМС, с настоящими Правилами, базовой программой ОМС, территориальной программой ОМС, перечнем медицинских организаций, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования Республики Коми. Одновременно с полисом ОМС застрахованному лицу выдается памятка для застрахованных лиц, которая содержит информацию о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и контактные телефоны Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми и страховой медицинской организации, выдавшей полис.
Имея полис ОМС, выданный страховой медицинской организацией, каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи в лечебных учреждениях, которые работают в системе ОМС, по всей Российской Федерации.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 года (в редакции от 28.09.2010 года) определены основные принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, в соответствии со ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учётом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии
здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского
страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь, виды и объемы которой определены Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми.
Граждане могут защищать свои права лично (самостоятельно обращаться с жалобой в лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранения, в суд) или через представителя. По просьбе гражданина защищать его интересы в отношениях с другими субъектами ОМС или в суде могут структурные подразделения по защите прав застрахованных в Фонде обязательного медицинского страхования Республики Коми или страховых медицинских организациях.
Гражданин имеет право обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС, по вопросам защиты его интересов в обязательном медицинском страховании, а страховая медицинская организация обязана обеспечить ему защиту указанных интересов. Для этого страховая медицинская организация обязана организовать ежедневный прием обращений застрахованных граждан, которым она выдала полис ОМС
По усмотрению застрахованного обращение может быть осуществлено в устной форме или в форме письменного заявления. При обращении застрахованного в страховую медицинскую организацию о не предоставлении (несоблюдении условий предоставления) медицинских услуг, последняя обязана решить вопрос о сроках, месте и виде оказания застрахованному необходимой медицинской помощи (медицинских услуг), либо дать ему мотивированный отказ.
Различные нарушения прав застрахованных являются основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи или медико-экономической экспертизы. За неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС к медицинской организации применяются санкции в соответствии с Перечнем санкций, утверждённым приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010г. № 230.
Право гражданина на получение информации о своих правах обеспечивает страховая медицинская организация. Наименование, адрес (фактический) и телефон страховой медицинской организации, выбранной застрахованным гражданином, содержит полис ОМС.
В пунктах выдачи полисов ОМС, на официальных сайтах в сети Интернет страховых медицинских организаций и Фонда ОМС Республики Коми размещается следующая информация:
1) форма заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации;
2) форма заявления о выдаче полиса (выдаче дубликата полиса) или переоформлении полиса;
3) адреса и режим работы пунктов выдачи полисов;
4) адреса официальных сайтов в сети Интернет страховых медицинских организаций,
участвующих в сфере обязательного медицинского страховании субъекта Российской
Федерации;
5) номера телефонов и адреса электронной почты справочной службы страховой медицинской
организации, участвующей в сфере обязательного медицинского страховании субъекта
Российской Федерации;
6) перечень документов, необходимых для получения полиса;
7) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих
обязательное медицинское страхование;
8) порядок получения консультаций;
9) порядок обжалования решений, действий или бездействия работников при выдаче полисов;
10) номера телефонов и адреса электронной почты подразделений по организации защиты прав
застрахованных лиц страховых медицинских организаций и Фонда обязательного медицинского
страхования на территории Республики Коми.
Застрахованные лица, представившие в пункт выдачи полисов ОМС необходимые документы, информируются о сроках оформления и выдачи полисов ОМС лично или по указанному в документах телефону и/или электронной почте. Информация по электронной почте или через сеть Интернет в режиме вопросов-ответов предоставляется каждому застрахованному лицу, задавшему вопрос, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения вопроса. Регистрация обращений граждан осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Страховые медицинские организации обязаны ознакомить застрахованных лиц, получающих полис ОМС, с настоящими Правилами, базовой программой ОМС, территориальной программой ОМС, перечнем медицинских организаций, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования Республики Коми. Одновременно с полисом ОМС застрахованному лицу выдается памятка для застрахованных лиц, которая содержит информацию о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и контактные телефоны Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми и страховой медицинской организации, выдавшей полис.
Имея полис ОМС, выданный страховой медицинской организацией, каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи в лечебных учреждениях, которые работают в системе ОМС, по всей Российской Федерации.