14:30 Электронная личная медицинская карта | |
Электронные медкнижки с 1 сентября 2023 года: что учесть работодателю 25 августа 2023 12 981 С 1 сентября 2023 года личные медицинские книжки будут выдаваться в электронном виде. Бумажные бланки с голографическими марками продолжат действовать, пока в них не закончатся страницы. Рассказываем в статье, что нужно учесть работодателю при работе с электронными личными медкнижками (ЭЛМК).
Кому и зачем нужны личные медицинские книжки Для допуска к отдельным профессиям и видам деятельности работник должен проходить предварительные и периодические медосмотры (ст. 220 ТК РФ; п. 1 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава от 28 января 2021 года № 29н — далее Порядка № 29н). По их результатам врачи выдают ему заключение о готовности или неготовности к работе. Некоторым работникам дополнительно нужна личная медицинская книжка (п. 2 Порядка учета и выдачи медкнижек, утвержденного Приказом Минздрава от 18 февраля 2022 года № 90н, — далее Порядка № 90н). Она подтверждает прохождение медосмотров, вакцинации и сдачи санминимума — профессиональной гигиенической подготовки и аттестации сотрудника. Личная медкнижка нужна там, где от деятельности работника зависят здоровье и безопасность других людей:
Без медкнижки сотрудника нельзя допускать до трудовой деятельности. А если сведения в ней будут просрочены, то работника нужно отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Гражданин получает медкнижку при первичном трудоустройстве — после прохождения предварительного медосмотра и сдачи санминимума. Ее выдает местный Центр гигиены и эпидемиологии (бывший СЭС). В дальнейшем документ «путешествует» со специалистом по всем местам работы.
Что содержит электронная медкнижка работника С 1 сентября 2023 года действует сразу два новшества: медкнижки стали электронными, и изменилась их форма (приложение 1 к Приказу № 90н). Новый бланк содержит:
В каком порядке оформляют медкнижку работнику Кадровик должен проверить наличие личной медицинской книжки (ЛМК) у кандидата и ее достоверность, если она нужна для работы по вакансии. Это можно сделать через Единый реестр ЛМК Роспотребнадзора. В нем есть данные о всех выданных бумажных медкнижках и датах очередной аттестации работника по санминимуму. Если ЛМК у кандидата нет, то ему нужно оформить ее впервые. С 1 сентября 2023 года по умолчанию выдают личные медкнижки в форме электронного документа. Порядок действий будет следующий. Шаг 1 — пройти предварительный медосмотр Работодатель направляет соискателя на прохождение предварительного медицинского осмотра (раздел II Порядка № 29н). В медицинской организации гражданин:
Медучреждение формирует в виде электронных документов заключения врачей, результаты лабораторных, инструментальных исследований соискателя и передает их в ЕГИСЗ. Уже оттуда данные поступают в подсистему ЭЛМК. Шаг 2 — подать заявление на медкнижку После получения итогового заключения о результатах медосмотра работодатель направляет соискателя в местный Центр гигиены и эпидемиологии (далее — центр санэпиднадзора) за медкнижкой. Гражданин также может обратиться туда сам: лично или через Госуслуги (п. 7 Порядка № 90н в ред. Приказа Минздрава от 15 августа 2023 года № 429н). Для подписания электронного заявления на медкнижку соискателю нужна подтвержденная учетная запись на ЕГПУ. Работнику лучше завести свой личный кабинет на Госуслугах. Туда ему будут приходить уведомления о готовности ЭЛМК, внесении в нее изменений. Другие способы связи с центром санэпиднадзора: через почту, по телефону или email, могут занять больше времени. Шаг 3 — получить уведомление о готовности ЭЛМК Центр гигиены и эпидемиологии заводит на соискателя личную медкнижку. Он вносит туда сведения из ЕГИСЗ о результатах проведенного медосмотра. Гражданину сообщают о готовности ЭЛМК в течение одного рабочего дня после ее заполнения: по телефону, на email или через уведомление на Госуслугах. Шаг 4 — сдать санминимум После готовности ЭЛМК соискатель должен сдать санминимум — компьютерное тестирование или собеседование (п. 13 Порядка № 90н). Аттестация проходит в центре санэпиднадзора после обучения по программам профессиональной гигиенической подготовки в объеме до 12 часов (п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229). Работники сдают санминимум при поступлении на работу и далее с периодичностью:
Результаты аттестации заносятся в ЭЛМК. Сдача санминимума — платная. В каждом регионе действуют свои тарифы. Работодатель оплачивает его за свой счет или компенсирует работнику затраты. Шаг 5 — получить уведомление об успешной аттестации Центр санэпиднадзора вносит сведения об успешной аттестации соискателя в ЭЛМК и уведомляет его об этом. После этого работника можно допускать до работы, связанной с безопасностью здоровья других людей.
Можно ли продолжать использовать бумажную медкнижку До 1 сентября 2024 года будет длиться переходный период (п. 1.1 Приказа № 90н в ред. Приказа Минздрава от 15.08.2023 № 429н). В это время центры санэпиднадзора могут выдавать ЛМК на старых бумажных бланках, с голографическими марками, и вносить сведения о них в Единый реестр ЛМК. С 1 сентября 2024 года получить медкнижку на бумажном носителе можно только по личному заявлению в центры (п. 14 Порядка № 90н). Это будет уже не защищенный бланк с голограммами, а обычная распечатка, подтверждающая содержание ЭЛМК и заверенная подписями и печатью центра санэпиднадзора.
| |
|